Казалось бы, мы приходим в спа–салон исключительно ради удовольствия и снять усталость, что подразумевает под собой полную свободу от всяких формальностей и правил приличия. Да и какие могут быть приличия там, где тебя раздевают догола, оборачивают, словно куколку, в водоросли, опьяняют звуками музыки и ароматами эфирных масел? На самом деле, даже в таких заведениях, как спа–салон, действует свой негласный этикет, соблюдение которого сделает вас желанным клиентом. А значит, к вашим услугам будут лучшие мастера по самым выгодным ценам.
Правила SPA
Для чего нам нужны правила в таком волшебном месте, как SPA? Формулируются они для того, чтобы обеспечить максимальный комфорт и результативность. Примем как аксиому, что все сотрудники SPA руководствуются в своей работе специально разработанными нормами помня, что "магия SPA" – это процесс двусторонний, рассмотрим основные "права и обязанности" клиентов.
Права клиентов должны соблюдаться – это своего рода гарантия высокого сервиса. Если мы заходим в дверь с вывеской SPA, то a priori имеем право:
• требовать от персонала комфорта и безопасности;
• в любой момент и по любой причине прервать процедуру или визит;
• требовать к себе уважения и внимания;
• на конфиденциальность информации, которую мы сообщаем о себе;
• выяснять профессиональную квалификацию персонала;
• задавать любые вопросы, относящиеся к посещению SPA и процедурам.
С обязанностями дело обстоит сложнее. Ведь мы покупаем услуги, причем недешевые – кому и чем мы можем быть обязаны? И как быть, если от вас требуют:
• информировать персонал о своем состоянии здоровья, наличии противопоказаний к процедурам;
• следовать инструкциям по использованию косметики и оборудования;
• не нарушать принятые в SPA правила и нормы поведения.
Что касается правил поведения, то вот лишь некоторые положения принятого в большинстве заведений SPA–этикета.
1. Чаевые
Хотя благодарность в денежном выражении – это почти норма общения в сфере обслуживания, не спешите переносить этот стереотип в SPA.
Во–первых, в большинстве стран чаевые – tip (аббревиатура выражения to insure promptness) – это наценка за ускоренное обслуживание, а где, как не в SPA, мы хотим замедлить темп жизни?
Во–вторых, в империи SPA царят чистота и покой, а следовательно, кошелек и деньги остаются "за кадром" (в сейфе, шкафчике–локере). Если вы и умудритесь ловко вложить банкноту в карман белого халатика SPA–терапевта, ваше же собственное доверие к гигиене специалиста и процедуры будет подорвано.
А узнав о том, что оказывающий услугу специалист имеет два высших образования – мануального терапевта и психолога, что в SPA не редкость, – вы можете испытать неловкость за предложенную на чай доплату. Ведь мы не сделаем такого в кабинете врача!
И наконец, как быть, если во время визита по комплексной программе вас обслуживали сразу пять–шесть специалистов? Сумма чаевых в таком случае может приблизиться к стоимости полноценной услуги!
Для того чтобы избавить благодарных клиентов от таких "неловкостей", некоторые SPA устанавливают на рецепции специальные ящички для сбора вознаграждений. Причем чаевые вам предложат "анонимно" положить в конверт, написав на нем имя обслужившего вас сотрудника.
2. "Детям до 16…"
Сегодня на рынке существуют специальные семейные SPA, а в США – даже "пионерские" лагеря для приобщения подростков к культуре SPA. Многим мамам чувство вины не позволяет долго находиться в салоне красоты, если дома их ждут "голодные и плачущие" дети.
Но опыт показывает, что присутствие детей в SPA (даже в отведенной для этого зоне) вряд ли будет способствовать атмосфере релаксации и уединения. Впрочем, сегодня границы детского возраста не столь определенны, и часто активными клиентками SPA становятся именно девочки–подростки.
3. "Этика минус эротика"
Признаемся честно: в SPA мы идем не столько за идеальными формами, сколько за приятными ощущениями – комфорта и тепла, восхищения и надежды… Да и сама обстановка в SPA располагает к ярким переживаниям: приглушенное (интимное) освещение, ароматные свечи (романтика), звуки морского прибоя из акустической системы (ассоциации с последним курортным романом), уютные подогреваемые кушетки… Плюс обнаженное тело в ситуации "один на один" в процедурном кабинете.
Как защитить себя от неуместных эмоций (стыда ли, волнения ли…)?
Во–первых, не забывать о своем праве выбора (см. выше). Если обнажение в присутствии лица противоположного пола может шокировать вас, есть не один способ избежать смущения: выбрать массажиста (SPA–терапевта) другого пола, выбрать процедуру, во время которой можно оставаться одетыми, отдыхать в комфортном для вас виде (в США разрешается делать массаж в одежде).
Во–вторых, попросить у SPA–терапевта (банщика, массажиста) одноразовое белье. Его выдают и мужчинам, ведь с чувствами женщин–массажисток тоже надо считаться!
В–третьих, обратить внимание на предпроцедурный этап. Наблюдающий за вами персонал (даже одного с вами пола) – повод для настороженности. Сотрудники SPA обязаны покидать кабинет в это время – это азбука профессиональной этики!
И наконец, помните, что истинный профессионал, работая с одной частью тела клиента, позаботится о том, чтобы остальные были закрыты.
Эти правила не пустая формальность, а способ обеспечить максимальный комфорт клиентам. И если вам не рассказали о них в самом начале визита, обязательно поинтересуйтесь, есть ли у SPA свой этикет.
P. S. Для современных людей мобильный телефон – это почти часть тела, но отключать его в SPA необходимо, иначе не будет эффекта релаксации.